Бонавентура - Путеводитель души к Богу

О ступенях восхождения к Богу и узрении Бога через Его следы в мироздании"Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези восхождения направлены к Тебе из долины плача". Так как блаженство представляет собой не что иное, как наслаждение величайшим благом, а величайшее благо находится выше нас, то никто не может стать блаженным, не возвысившись над собой, причем возвысившись не телом, а сердцем. Подняться же над собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе. Сколько бы ни было внутренних ступеней в нашей душе, все равно это ни к чему не приведет без божественного содействия. Оно же ниспосылается тем, кто просит его со смиренным и благоговейным сердцем, а это заключается в том, что он воздыхает пред Богом в этой долине плача, что достигается в свою очередь путем пламенной молитвы. Молитва же действительно мать и источник нашего восхождения. Также и Дионисий в книге"О мистическом богословии", желая наставить нас в духовном восхождении, прежде всего требует молитвы. Помолимся же тогда и обратимся к Господу Богу с такими словами: Читая эту молитву, просвещается молящийся к познанию ступеней восхождения к Богу. Ведь в настоящем состоянии нашей природы сотворенный мир представляет собой лестницу для восхождения к Богу.

Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

Баньореджо , Тоскана Его отец был врачом и имел значительное состояние. По-видимому, именно этот случай побудил его в дальнейшем принять монашество и вступить в орден францисканцев. После его смерти Б. Писанию под руководством профессора. После того как Б.

Бонавентура: отношение к Аристотелю; доказательства бытия Божия; человеческой души; Бонавентура как философ христианской жизни. ( незнание, насилие, страх, страсти), возникающие из источников нравственности.

После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политической и военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот момент культурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости. Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный; факт. Иерархическая структура церкви, к которой принадлежал клир, выглядела так: Все эти три страта плохо сообщалишсь между собой, что крайне осложняло возможность религиозного обновления.

Клир проявлял большую озабоченность своими отношениями с имперской властью, где даже директивы Папы были на втором плане, любовь к привилегиям плохо уживалась с евангельскими истинами. Монахи в монастырском своем бытии стремительно обогащались, злоупотребления вошли в привычку. Реакция воспоследовала в виде движений протеста, знаменем которых был евангельский идеал нестяжания, бедности и смирения духа перед лицом тщеславия утративших чувство меры нуворишей в рясах.

Впрочем, призыв к бедности и защита евангельского идеала жизни в усердии и трудах часто обретал манихейскую окраску, когда негативизм касался церковной иерархии, которой противопоставлялась церковь примитивная. Покаяние и уподобление Христу в его крестных муках подчас были для еретиков аргументом в пользу презрения к телу и всему телесному, мирскому. Таковы были флагелланты"бичующие" , гумилиаты"униженные" , полагавшие, что и миряне могут проповедовать.

Так как блаженство представляет собой не что иное, как наслаждение величайшим благом, а величайшее благо находится выше нас, то никто не может стать блаженным, не возвысившись над собой, причем возвысившись не телом, а сердцем. Подняться же над собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе. Сколько бы ни было внутренних ступеней в нашей душе, все равно это ни к чему не приведет без божественного содействия.

Радовался брат Бонавентура, когда брат Марк указывал на его /f. .. Но, с Божией помощью, тотчас прибыл некий брат Понций, святой человек, который . Однако епископ всю свою жизнь пребывал в страхе; и это было великим.

Путеводитель души к Богу Пролог 1. Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит любое озарение, к Отцу светов, от Которого нисходит"всякое даяние доброе и всякий дар совершенный" , то есть к вечному Отцу. Этот миролюбивый человек, который"был мирным среди тех, кто ненавидит мир" , говорит об этом мире"Просите мира Иерусалиму". Ведь он знал, что трон Соломона покоится на мире, ибо написано: Когда по примеру отца нашего святого Франциска я, грешный, недостойный седьмой преемник блаженного отца, после его смерти в генеральском служении братьям , задыхался в поисках этого мира, тогда случилось так, что по божественному вдохновению почти в день тридцать третьей годовщины кончины святого я оказался на склоне горы Альверны как на месте покоя, желая обрести духовный мир.

Будучи там и размышляя о путях духовного восхождения к Богу, вспомнилось мне среди прочих чудо, произошедшее в этом месте с самим святым Франциском, когда он увидел серафима с крыльями, сложенными по подобию Распятия. Погруженному в эти мысли, открылось мне, что видение это говорит об экстазе блаженного отца и указывает путь, следуя по которому можно его достичь. Под шестью крыльями серафима на самом деле следует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости.

Нет иного пути к этому, кроме как пути пламенной любви к Распятому Христу, именно благодаря ей Павел"восхищен был до третьего неба" , и именно она настолько преобразила его во Христе, что он сказал: Эта любовь завладела душой святого Франциска до такой степени, что дух вошел в плоть, когда на протяжении двух последних лет своей жизни он носил на своем теле священные стигматы Страданий Христовых.

Итак, образ шести крыльев серафима олицетворяет шесть ступеней озарения, начинающихся в сотворенном мире и ведущих к Богу, к Которому никто не войдет иначе, как через Христа Распятого.

Бог, человек и множественность форм

Схоластика , кардинал с Был причислен к лику святых и к числу пяти величайших учителей церкви Как генерал францисканского ордена с , преследовал сторонников радикального крыла ордена. Учился в Парижском университете, где затем был профессором. Развивал идеи Платона и Августина, сдержанно относясь к аристотелизму.

Царство Божие, явленное некогда людям «в словах, делах и Святой Бонавентура так пишет об одном из этих откровений: .. пророков и обманных идеологий, несущих страх и внутреннюю раздвоенность.

Путеводитель души к Богу Пролог 1. Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит любое озарение, к Отцу светов, от Которого нисходит"всякое даяние доброе и всякий дар совершенный" , то есть к вечному Отцу. Этот миролюбивый человек, который"был мирным среди тех, кто ненавидит мир" , говорит об этом мире"Просите мира Иерусалиму". Ведь он знал, что трон Соломона покоится на мире, ибо написано: Когда по примеру отца нашего святого Франциска я, грешный, недостойный седьмой преемник блаженного отца, после его смерти в генеральском служении братьям , задыхался в поисках этого мира, тогда случилось так, что по божественному вдохновению почти в день тридцать третьей годовщины кончины святого я оказался на склоне горы Альверны как на месте покоя, желая обрести духовный мир.

Будучи там и размышляя о путях духовного восхождения к Богу, вспомнилось мне среди прочих чудо, произошедшее в этом месте с самим святым Франциском, когда он увидел серафима с крыльями, сложенными по подобию Распятия. Погруженному в эти мысли, открылось мне, что видение это говорит об экстазе блаженного отца и указывает путь, следуя по которому можно его достичь.

Под шестью крыльями серафима на самом деле следует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости. Нет иного пути к этому, кроме как пути пламенной любви к Распятому Христу, именно благодаря ей Павел"восхищен был до третьего неба" , и именно она настолько преобразила его во Христе, что он сказал: Эта любовь завладела душой святого Франциска до такой степени, что дух вошел в плоть, когда на протяжении двух последних лет своей жизни он носил на своем теле священные стигматы Страданий Христовых.

Итак, образ шести крыльев серафима олицетворяет шесть ступеней озарения, начинающихся в сотворенном мире и ведущих к Богу, к Которому никто не войдет иначе, как через Христа Распятого. Ведь"кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник". А тот, кто через эту дверь"войдет и выйдет, и пажить найдет". Вот почему Иоанн говорит в Апокалипсисе:

Читать онлайн"Путеводитель души к Богу" автора Бонавентура - - Страница 1

Глава 1 О ступенях восхождения к Богу и о том, как видеть Его в следах, оставленных Им во Вселенной 1. Поскольку блаженство является не чем иным, как наслаждением высшим благом, и так как высшее благо выше нас, то мы не можем обрести счастье, не поднявшись над собой — не посредством физического перемещения, а благодаря движению сердца. Но подняться над собой мы не можем до тех пор, пока нас не поднимет высшая сила.

"Legenda maior" Бонавентуры и цикл фресок Джотто в Верхней церкви набор добродетелей, деятельность, ведущую к торжеству царства Божия, чудеса. .. Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации.

Вашестов"Век святого Бонавентуры" - что означает для нас это словосочетание? Великий человек манифестирует свое время, придает ему смысл. И оно, обретая определенные всем измерения, становится историей. Время великого полководца или государственного деятеля выражает закономерный ход политической истории объясняет судьбу государства, периоды его расцвета и упадка, торжество национальной воли и трагедию порабощенного народа.

Время поэта или художника открывает другие измерения. Жизнь современников, обусловленная эпохой, но преображенная в их творчестве, открывается и предстоит вечности, она обретает формы символа, где частное, индивидуальное, мимолетное не исчезает, а сосуществует с общим и потому становится понятным самым отдаленным потомкам. Бонавентура такой же поэт и художник, что и мастера готических соборов. Он художник умопостигаемого, мастер поэзии понятий.

Как архитекторы соборов подражали композициям теологических"Сумм", так и Бонавентура, созерцая озаренные в погожий день солнечными лучами интерьеры готических соборов, разрабатывал метафизику света, рвущего и пронизывающего косную материю.

Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ

Имя на родном языке: Христианские авторы - вв. Богословие, Практика, История, Библеистика Краткая биографическая справка: Богослов—мистик, представитель августиновского платонизма. Один из десяти величайших учителей Западной Церкви по списку года, .

Итак, они говорят: “Не иметь страха Божьего, не иметь веры — это своей не могут иметь ни истинного страха Божия, ни истинной веры в Бога]. 3. . И Бонавентура пишет: “Когда спрашивают:"Что такое первородный грех .

Франциск, происходит из состоятельной знатной семьи. Учился в францисканской монастырской школе, затем в Сорбонне Париж , сначала на факультете искусств, а затем, после вступления в францисканского ордена, на факультете теологии под руководством Александра с Гэльса, чье место преподавателя после смерти учителя он занял в С доктор теологии, преподает в францисканской школе в Париже. В возглавляет орден францисканцев. Был талантливым организатором церковной жизни, которому удалось примирить две враждующие течения в ордене - т.

Франциска и релаксатив, живших в согласии с миром, - и создать орден интеллектуалов, дал миру много выдающихся философов. В в сане кардинала участвует в подготовке собора, целью которого было восстановление отношений с греч. С другой стороны, вся теоретическое наследие была направлена на духовное напутствие францисканского ордена. Это, в частности,"Комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского", в которых подвергнуты критике взгляды авероистив;"Спорные вопросы учения Христа" -докторська диссертация;"Беседы", в которых он определил сущность человека как образа Слова Божьего.

В , под влиянием посещения горы Альверня, где св. Франциску было видение шестикрылого серафима, Б. Ему принадлежит корректно, по мнению специалистов, изложение жития Франциска Ассизского Трактат"О возвращении наук к теологии" - метафизическое обоснование христианской мистической идеи.

Поэтика реминисценций в «ночных бдениях» бонавентуры

Францисканское движение Как уже отмечалось, и века принесли с собой ветер перемен, бурный экономический рост повлек социальные трансформации. После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политической и военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот момент культурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости.

Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный факт.

ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего”»[2]. 2. . истинной вере мы принимаем, что «веки устроены словом Божиим» [22].

Несколько слов по поводу статьи Ю, Каграманова Для краткости воздержусь от указания на все пункты, по которым я со статьей согласен. Сентиментальная эвдемонистическая риторика, из десятилетие в десятилетие, из века в век пускающая в ход против концепта страха Божия все более предсказуемые, все более самоуверенные, но и все более опустошенные изнутри фразы и жесты, вызывает у меня примерно такие же чувства, как и у автора.

Некоторые исторические соображения представляются мне довольно убедительными. Не стану придираться к словам. Каграманов, и спорить не стану. Но оставим все это. Если бы серьезность темы не исключала каламбуры, я, наверное, решился бы сказать, что о страхе Божием необходимо говорить — со страхом Божиим. Иначе говоря, его опасно делать предметом историко- культурного дискурса, равноправным со всеми прочими. Историку культуры открыты формы культуры; о тайнах живых душ, подлежащих суду Божию наряду с его собственной душой, он может делать только весьма косвенные и зыбкие заключения.

В контексте статьи они на мгновение возникают как нужный по ходу дела конкретный пример исторически обусловленной и в то же время религиозно предосудительной психологии эпохи.

Апология Аугсбургского Вероисповедания (стр. 1 )

Побуждай себя, человек Божий, стрекалом угрызений совести, прежде чем поднять глаза к лучам мудрости, которые отразятся в зеркале души, чтобы не быть тебе ослепленным их светом и не упасть в более густую тьму. Бонавентура - гг. Этот миролюбивый человек, который"был мирным среди тех, кто ненавидит мир", говорит об этом мире"Просите мира Иерусалиму". Ведь он знал, что трон Соломона покоится на мире, ибо написано: Когда по примеру отца нашего святого Франциска я, грешный, недостойный седьмой преемник блаженного отца, после его смерти в генеральском служении братьям, задыхался в поисках этого мира, тогда случилось так, что по божественному вдохновению почти в день тридцать третьей годовщины кончины святого я оказался на склоне горы Альверны как на месте покоя, желая обрести духовный мир.

Будучи там и размышляя о путях духовного восхождения к Богу, вспомнилось мне среди прочих чудо, произошедшее в этом месте с самим святым Франциском, когда он увидел серафима с крыльями, сложенными по подобию Распятия.

и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего". и это значит войти в истину Божию. Наконец, мы должны возвыситься.

Святой Бонавентура Бонавентура — родился в маленьком итальянском городке, входившем в состав существовавшего тогда Папского государства. Бонавентура был прекрасно образован и даже несколько месяцев года был профессором на факультете теологии Парижского университета. Но очень скоро его избирают генералом ордена францисканцев, кем он и оставался до конца своей жизни.

Изрядная ее часть прямо посвящена самопознанию. Я опущу те ее части, в которых Бонавентура демонстрирует свою Аристотелевскую образованность, но о ступенях, посвященных самопознанию, постараюсь рассказать как можно подробнее. Как это ни странно, но настоящая лествица Бонавентуры, как и лествица Лествичника, состоит из трех ступеней. И, как и Лествичник, он искусственно раздувает ее до 6 — число кратное трем и двенадцати. Бонавентура оправдывает эту троичность так: Затем эти начала почему-то удваиваются у Бонавентуры, вероятно, из-за возможности рассматривать их как смешанные и как чистые.

Эти шесть ступеней имеют свой прообраз в шести ступенях трона Соломона, также и серафимы, которых видел Исайя, имеют шесть крыльев Сколь бы странными ни были математические предпочтения Бонавентуры, мы видим сквозь них, что суть лествицы и восхождения к Богу для него насквозь психологична, а значит, доступна нашему изучению. При этом вполне психологична и высшая цель: Иначе говоря, все сочинение Бонавентуры, вся его лествица разворачивается от этого четко обозначенного начала рассуждения:

О страхе Божием и общем спасении

Бог, человек и множественность форм Странна слепота интеллекта, не видящего того, к чему тяготеет в истоме всякая тварь, то, без чего ни видеть, ни понимать невозможно. Интеллект способен найти доказательства бытия Бога, но здесь, скорее, дело тренировки духа, который научается улавливать присутствие Бога вне, внутри и сверх себя. Блаженное видение ждет в финале самого неотступчивого. Мы снова видим аргумент из ансельмовского"Прослогиона" о непосредственном присутствии в нас Бога. Впрочем, теперь уже нет необходимости доказывать его существование, достаточно сделать ясным его присутствие.

Несовершенна молитва, если нет того, кто готов доказать веру, несовершенно доказательство, если нет того, кто его поймет.

Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия" (свт. Игнатий Брянчанинов, БП - 53)."Покаяние есть корабль, а страх .

После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политической и военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот момент культурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости. Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный; факт.

Иерархическая структура церкви, к которой принадлежал клир, выглядела так: Все эти три страта плохо сообщалишсь между собой, что крайне осложняло возможность религиозного обновления. Клир проявлял большую озабоченность своими отношениями с имперской властью, где даже директивы Папы были на втором плане, любовь к привилегиям плохо уживалась с евангельскими истинами.

Монахи в монастырском своем бытии стремительно обогащались, злоупотребления вошли в привычку. Реакция воспоследовала в виде движений протеста, знаменем которых был евангельский идеал нестяжания, бедности и смирения духа перед лицом тщеславия утративших чувство меры нуворишей в рясах. Впрочем, призыв к бедности и защита евангельского идеала жизни в усердии и трудах часто обретал манихейскую окраску, когда негативизм касался церковной иерархии, которой противопоставлялась церковь примитивная.

Покаяние и уподобление Христу в его крестных муках подчас были для еретиков аргументом в пользу презрения к телу и всему телесному, мирскому.

Патриарх Кирилл о страхе Божием